___________________________________________________________________
Вслед за французскими
компаниями Renault и Peugeot концерн Volkswagen и его подразделение
Audi выпускают на рынок новое поколение бензиновых двигателей типа FSI
с непосредственным впрыском бензина в камеры сгорания. Первый двигатель
Audi типа FSI был показан еще осенью 2001 г. Им стал 2,0-литровый 4-цилиндровый
агрегат мощностью 150 л.с., который должен заменить на моделях семейств
А4 и А6 аналогичный 2,0-литровый 130-сильный мотор.
В отличие от большинства современных бензиновых двигателей с впрыском
топлива во впускной коллектор, работающих на так называемой стехиометрической
смеси воздуха с бензином (массовое соотношение бензина и воздуха находится
в пропорции 1:14,7, что означает коэффициент избытка воздуха, равный
1,0), моторы типа FSI используют топливно-воздушные смеси различного
состава. На режимах частичных нагрузок в двигателях создаются очень
бедные смеси (избыток воздуха достигает коэффициента 4?), за счет чего
и достигается экономия топлива - в среднем до 15%. Поскольку такой режим
работы значительно увеличивает токсичность отработавших газов, конструкторы
предусмотрели два нейтрализатора и систему рециркуляции, возвращающую
в цилиндры на некоторых режимах до 30% отработавших выхлопных газов.
Первый из каталитических нейтрализаторов - обычный трехступенчатый и
снабжен двумя кислородными датчиками (на входе и на выходе). Второй
предназначен для снижения окислов азота, снабжен датчиком температуры
на входе и датчиком окислов азота на выходе. В связи с этим электронная
система управления двигателем стала сложнее. Топливо впрыскивается через
форсунки непосредственно в цилиндры, поэтому камера сгорания в головке
и поршень имеют необычную форму. Для подачи топлива в цилиндр под давлением
до 110 бар предусмотрена система с резервуаром высокого давления (Common
Rail). Время открытия форсунок контролируется электроникой с точностью
до 0,001 с. Кроме улучшения топливной экономичности, новый процесс смесеобразования
позволил увеличить мощность двигателя практически во всем диапазоне
рабочих оборотов. В отличие от прежнего 2,0-литрового мотора с пятью
клапанами на цилиндр, здесь предусмотрены лишь четыре клапана (на цилиндр),
снабженные роликовыми толкателями. На новом двигателе применяют впускной
трубопровод с изменяемой геометрией проходного сечения. Для моделей
А2 и А4 предусмотрен аналогичный двигатель, но уменьшенного рабочего
объема (до 1,6 л) мощностью 110 л.с.